Новые возможности в Maya 6



Освещение с трех точек

Обсчет освещенных поверхностей и теней при визуализации сцены иногда требует значительных ресурсов, поэтому в процессе работы над освещением нельзя забывать о таком аспекте, как эффективность. Это означает, что не имеет смысла использовать дюжину источников света для каждой части сцены.

Традиционный подход к этой проблеме, использующийся в фотографии и кино, называется освещением с трех точек. В этом случае источники света в кадре играют три различные роли. Для каждой из ролей может быть создано несколько осветителей, но общий эффект должен быть таким, как будто в сцене существуют основной, или ключевой, источник света, более мягкий заполняющий осветитель и источник контрового света, отделяющего объекты от фона.



Рис. 10.4. Схема освещения с трех точек

Такой подход к освещению гарантирует не только освещение объектов сцены, но и появление на их поверхностях зеркальных бликов и теней. Освещение с трех различных точек позволяет добиться максимальной глубины сцены. Схема расположения источников света в трех точках показана на рис. 10.4.

Ключевой свет

Ключевой источник света (key light) — это основной осветитель сцены. Обычно он располагается на некотором расстоянии справа или слева от камеры, что дает более яркое освещение с одной из сторон и увеличивает глубину кадра. Кроме того, именно этот источник света образует тени от объектов, что позволяет определить, с какой стороны освещена сцена.

Несмотря на то, что в качестве ключевых источников света вы можете использовать несколько осветителей — скажем, на потолке могут располагаться три люстры, один из них непременно должен доминировать, указывая преобладающее направление распространения лучей. На рис. 10.5 показана сцена, освещенная только ключевым источником света, состоящим из двух осветителей.



Рис. 10.5. Сцена, освещенная только ключевым источником света

Направление распространения лучей двух источников света остается одинаковым, но один из них имеет намного большую интенсивность, и именно он участвует в формировании теней. Так возникает эффект одного ключевого источника света, который и определяет настроение сцены.

Заполняющий свет

Заполняющий источник света (fill light) не имеет ярко выраженного направления распространения лучей, они равномерно распределяются по затемненным областям сцены. Он осветляет тени, создаваемые ключевым источником света.

При этом заполняющий источник света не принимает участия в формировании теней. Пример сцены, в которой, кроме ключевого, находится заполняющий источник света, показан на рис. 10.6. Обратите внимание на то, как изменился вид теней.



Рис. 10.6. Сцена с рис. 10.5 после появления в ней заполняющего источника света

Обычно заполняющий источник света располагается диаметрально противоположно ключевому осветителю и имеет меньшую интенсивность. Хотя сцена на рис. 10.6 все еще имеет доволыго мрачный вид, объекты видны намного лучше, чем при наличии только ключевого источника света.

Контровой свет

Контровой свет (back light) располагается позади объектов и формирует небольшой ореол, позволяющий выделить объекты на фоне декораций. Пример сцены со всеми тремя источниками света показан на рис. 10.7.



Рис. 10.7. Контровой свет позволяет выделить объекты на фоне декораций

Контровой свет приводит к появлению бликов на кромках объектов, подчеркивая их форму и привлекая к ним дополнительное внимание.

Не путайте контровой свет с осветителями фона (background light), которые предназначены для освещения обстановки за основными объектами сцены.

Использование освещения с трех точек

Система освещения с трех точек используется для основных объектов сцены. Так как производимый эффект зависит от положения камеры и ее ориентации по отношению к объекту съемки, перемещение камеры требует изменения настроек освещения. Таким образом, расположение источников света при освещении с трех точек зависит не от содержания сцены, а от положения камеры.

При этом не стоит забывать об освещении заднего плана. Для основного освещения сцены используйте направленный ключевой источник света. Чтобы осветить остальную часть сцены и смягчить тени от объектов, применяется не имеющий определенного направления заполняющий источник света.

Назад Начало Вперед